Мария Черныш
30 июня 2017 г.

ПИВНАЯ ЭТИКЕТКА. КОММЕРЦИЯ ИЛИ ТРАДИЦИЯ...?

Мы продолжаем нашу серию географических и исторических путешествий по нашему любимому Королевству Бельгия. В прошлой статье мы рассказывали о знаменитом бельгийском шоколаде и шоколадных дел мастерах. В сегодняшней статье мы расскажем вам о не менее знаменитом бельгийском пиве и некоторых особенностях его этикетки. Недаром в конце 2016 года бельгийское пиво было занесено в список нематериальных памятников ЮНЕСКО!

О бельгийском пиве можно написать целую диссертацию, а чтобы перечислить все его виды не хватит одной статьи, поэтому мы решили остановиться на одном, очень интересном с исторической точки зрения, аспекте...Мы заинтересовались темой монашества и производимого им пива. Бельгийское пиво можно разделить на 14 основных категорий, в числе которых так называемое аббатское пиво и пиво траппист (Трапписты – это католический монашеский орден, основанный во Франции в 1664 год в монастыре в местечке Ла-Траппе, откуда и название).

Монашество и пиво неразрывно связаны. Монахи были первыми, кто начал испольховать хмель, кто организовал первые пивоварни и поставил пивоварение на коммерческую основу еще в 8-м веке н.э. Поскольку вода в то время была практически не пригодна для питья, вино оставалось основным напитком. Таким образом, Святой Бенуа разрешает монахам пить полбутылки вина в день, но бельгийский климат не позволял производство вина, и монахи получили разрешение заменить вино пивом.

Производство настоящего пива траппист должно удовлетворять трем основным критериям. Это пиво обязательно должно быть сварено в аббатстве, которое принадлежит цистарианскому ордену. Вы можете подумать, что монахи до сих пор сами варят пиво, но нет... Само производство отдано в руки мирских рабочих, но обязательно в стенах аббатства. Монахи же контролируют процесс и обязательно входят в совет директоров, а также диктуют стратегию развития. Пивоварня всегда полностью принадлежит религиозному сообществу. Вторым условием является то, что деньги от продажи должны оставаться в аббатстве и идти на внутренние нужды, например, на развитие инфраструктуры и улучшение условий жизни. И, наконец, третье условие состоит в том, чтобы часть доходов от продажи пива шла на благотворительные цели в социальной, культурной или образовательной сферах того региона, где находится аббатство.
Такие компании живут по своим законам, точнее можно сказать по законам Божьим, в соответствии с заповедями. Отношения руководства, рабочих, монахов строятся на взаимном уважении и внимании. На перое место ставится качество общения, качество продукции, а не количество и рентабельность. Не смотря на то, что большинство рабочих не являются ярыми католиками и даже могут быть совершенно нерелигиозными людьми, в компаниях соблюдается католическая этика уважения к человеку. Производство в таких компаниях характеризуется тем, что нет давления по поводу количества произведенного пива и количества полученных денег. Как говорит один из монахов аббатства Westmalle: «Нужно чтобы это место оставалось монастырем, в котором есть пивоварня, а не пивоварней при которой есть монастырь...».

Пиво траппист это обычно довольно крепкое пиво (от 6 до 12 градусов). Самые известные представители этого пива: Chimay, Orval, Rochefort, Westmalle, а также Westvleteren, который несколько лет подряд выбирали лучшим пивом в мире по откликам покупателей!

Другое дело - так называемое аббатское пиво или, как в Бельгии его часто называют, аббатский эль. Это пивоварни, которые раньше принадлежали к какому-либо монашеском ордену или аббатству, уже не существующему или же существующему, но полностью отдавшему производство в руки мирского населения. В таком случае, если используется имя или имидж того или иного религиозного сообщества, оно получает дивиденты от продажи продукции. В теории аббатство имеет право контроля, но это в теории…

Самые известные представители этого вида пива: Grimbergen, Leffe, Maredsous, Val-Dieu, Tongerloo и другие, очень часто названные по имени святых, например, Sint-Bernardus (Святой Бернардиус), Saint-Feuillien (Святой Фольен), Sint-Idesbald (Святой Идесбальд) или Saint-Benoît (Святой Бенуа).

Если мы сравним этикетки этих двух типов пива, то увидим, что у трапписта этикетка всегда довольно скромная, с минимумом деталей. Возьмем на рассмотрение бутылку любого трапписта и увидим, что бутылка практически «голая», а этикетка очень скромная, и на ней только имя и герб монастыря.
Можно сказать, что чем меньше пиво имеет непосредственное Отношение к реальной традиции монахов варить пиво, тем больше в этой этикетке религиозных символов...

Например, всем известное и очень популярное в России пиво Leffe...Это аббатское пиво, которое когда-то варилось в одноименном аббастве и которое до сих пор получает дивиденты от использования своего имени. Его этикетка очень отличается от «скромного» трапписта. На ней в центре прекрасно виден цветной витраж собора, что не оставляет никаких сомнений в связи с аббатством и монахами. Готическая каллиграфия - как напоминание о монахах-копировальщиках, которые переписывали книги от руки.
Еще встречаются некоторые марки, которые вообще не имеют никакой связи с аббатствами – ни c прошлыми, ни c нынешними, но успешно эксплуатируют религиозную тему, как залог качества и старинных традиций. Например, пиво Petrus с образом средневекового веселого монаха, круглый животик которого подсказывает нам, что его большой слабостью является пиво. Пивоварня, производящая пиво Brave Apôtre пошла еще дальше и поместила ореол на пивной бокал, а не на голову святого.

Рекламу используют также в основном пивоварни, которые имеют наименьшее отношении к монашеской жизни. Из 7-ми траппистов только Chimay делает рекламу.

Вся «коммерческая» идея монахов в противовес другим производителям заключается в том, что они используют пиво как инструмент для создания социальных связей в обществе. Идея – хорошо провести время с хорошими друзьями за дегустацией качественного продукта и ни в коем случае как чистое употребление алкоголя в неумеренных количествах, которое, как мы все знаем, вредно для здоровья! Лозунгом единственного трапписта, делающего себе рекламу (Chimay) является лозунг, который в переводе с французского может звучать как «Связующий бокал»...

Их отказ от использования рекламы или любых других приемов маркетинга сам по себе является одним из рекламных приемов, так как сильно отличает их от конкурентов!

В любом случае в своей стране они действительно совсем не нуждются в рекламе!