Мария Черныш
11 декабря 2017 г.

ВИННЫЕ ИСТОРИИ...ЧТО НАМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ДИЗАЙН ЭТИКЕТКИ?

Как говорили древние...In vino veritas!

В преддверии праздников, мы решили поговорить об этикетке...но не просто об этикетке, а о винной этикетке и конечно же об ее дизайне и о том, что он может нам рассказать. Вполне возможно наш экскурс в мир дизайна этикетки французского (и не только) вина будем вам очень полезен, когда вы в нерешительности застынете перед витриной винного магазина в надежде понять, какое же вино вам купить, чтобы Новогоднее застолье стало чуть веселее!

Бутылка вина и ее этикетка считаются маркетологами главным рупором данного продукта. Они могут общаться с вами только посредством визуальных образов и делают это с большой долей креативности. Более того, дизайн этикетки как средство общения с клиентом в данной области очень важен, так как с легальной точки зрения реклама алкоголя запрещена и на телевидении, и на радио, и в других средствах массовой информации. Что же остается делать виноделам чтобы рассказать о себе...? И вот тут вступает в игру дизайн этикетки, который по максимуму должен донести всю нужную информацию до покупателя, выделиться среди конкуренотов и рассказать историю продукта...

Специалист по семиотике (наука о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения), Франсуа Бобрие, в течение 5 лет анализировал вина, входящие в сотню лучших и пришел к выводу, что существует 2 основные категории дизайна этикеток, которые он определил как: «Эгоцентризм Юпитера» и « Разгульное удовольствие». В первой категории этикетка рассказывает нам историю самого вина, его величие, секреты его производства. Во второй же дизайнеры этикетки повествуют нам не только о достоинствах вина, но и говорят непосредственно о самом потребителе вина, то есть о нас и о наших ощущениях от его употребления.

Например, дизайн этикетки Château Cap Léon Veyrin, которую вы здесь видите, прекрасный пример «Эгоцентризма Юпитера». В дизайне этикетки использованы заглавные буквы, позолота, а также геральдические символы. Данная этикетка передает нам историю престижного, аристокричного вина с длинной историей.
Дизайн этикетки Château Clerc Milon отличный пример второго типа по классификации Бобрие. Дизайнеры используют те же графические коды (заглавные, витиеватые буквы, иногда позолоту), но история рассказывается уже посредством персонажей, которые танцуют, празднуют и радуются жизни, дегустируя данный нектар.

Но специалисты не остановились на такой довольно «грубой» класиификации и пошли в своих исследованиях дальше.

Недавно было реализовано исследование 166 этикеток вина региона La Barossa Valley (знаменитый винодельческий регион Австралии), дабы дополнить уже существующую классификацию. В результате исследования образовались 4 подтипа в каждой категории.

В категории «Эгоцентризм Юпитера» дизайн этикетки принял следующие формы:

- Культурный аспект: Вино представлено как художественное произведение, а его неотъемлемые качества как результат умения и вдохновения винодела.

- Культурный аспект: Дизайн этикетки реализован в стиле «Вино из замка». Вино представлено как продукт многолетнего знания и традиций виноделов, произведенного в определенном престижном замке, который имеет большую историческую значимость.

- Природный аспект: «Крестьянское вино». Вино представлено как простой неприхотливый продукт, который является результатом работы винодела, прочно связанного с землей, с природой и отлично в ней разбирающегося.

- Природный аспект: Этот подтип можно назвать «Вино – дар природы». Вино представлено как натуральный продукт, с превосходными характеристиками благодаря специальному климату и почве.

Предложенная типология актуальна для любого региона и любой страны. Вот несколько примеров из разных регионов...

Знаменитое калифорнийское вино из виноградников Ротшильда Opus One, например четко относится к категории «Вино как художественное произведение». Дизайн этикетки представляет нам образы двух создателей данного вина в форме изящного эскиза, а также их подписи, тем самым как будто подтверждая оригинальность каждой бутылки, которую они создали.

Тогда как этикетка аргентинского вина Ben Marco Malbec является отличным представителем «Крестьянского вина». Дизайн этикетки рассказывает нам историю работы винодела через образ его рук, которые держат виноградную гроздь – результат тяжелой и кропотливой работы.
Теперь посмотрим, что же нам предлагает вторая категория «Разгульное удовольствие», основным героем которой являемся мы, потребители. В данной категории специалисты также выделили 4 подгруппы этикеток.

- Удовольствие под контролем: «Вино как расслабление, отдых». Дизайн этикетки задуман так, чтобы передать атмосферу отдыха, расслабленности. Вино можно и нужно дегустировать просто наслаждаясь медленным течением жизни.

- Удовольствие под контролем: «Вино как синоним соблазна». В данном случае этикетка задумана, чтобы сделать из данной бутылки вина продукт обольщения, который обязательно нужно разделить с любимым человеком. Оно ассоциируется с искушением, соблазном, сексуальностью.

- Безудержное удовольствие: «Вино как глоток свободы». Дегустируя вино данной категории, виноделы хотят помочь вам высвободить свою фантазию, выпустить ее на волю, убежать от повседневности.

- Безудержное удовольствие: «Праздничное вино». Этикетка расскажет нам историю праздника, сумашедшего наслаждения без преград, разделенное с лучшими друзьями, танцуя и веселясь.

Вот пара примеров в данной классификации. Испанское Besame Mucho идеально как соблазняющее вино. Дизайн этикетки предельно лаконичен, но очень красноречив! Более того, смысл данной этикетки может быть не столь однозначен и предназначен не только для любимого человека. Кто знает, но возможно, авторы вложили сюда и еще один смысл...встреча ваших губ с вином...дегустация принимает практически сексуальный оттенок...

Ну и напоследок, конечно же «Праздничное вино». Присмотритесь к оригинальному дизайну этикетки калифорнийского Francis Coppola из региона Alexander Valley. Что может лучше продемонстрировать безудерное веселье нежели чертенок, танцующий на надувном шаре?!
Все представленные типы дизайна этикетки можно квалифицировать как самую настоящую мифологию вина, и конечно же все истории имеют коммерческий интерес, так как позволяют нам отличить одну марку от другой и представить каждую в лучшем свете. Но, будь то настоящая или выдуманная история, рассказанная нам дизайнерами этикетки, только качественное вино найдет отклик в сердцах истинных и начинающих любителей этого благородного напитка!

И как говорят французы Santé et bonne dégustation!