Мария Черныш
7 июля 2017 г.

КОЛОРИСТИКА В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

Колористика — это наука о цветовой культуре, цветовой гармонии и цветовых предпочтениях. Цвет – абсолютный атрибут окружающей нас среды и, несмотря на универсальность природной гармонии, понятие колористики в дизайне – очень индивидуальное, зыбкое понятие, так как оно несомненно зависит от каждого конкретного проекта, поставленных задач, информации, которую нужно передать потенциальному потребителю, да даже может зависеть от времени года, в которое вы выводите свой товар на рынок!

Можно долго рассуждать о теории цвета, его роли в композиции, его основных характеристиках и психологическом воздействии, эволюции цветовых предпочтений, но все это теория. Мы предпочитаем остановится на нескольких конкретных аспектах, которые так важны и для клиента, и для дизайнера, и, в конечном итоге, для покупателя.

Как мы вам рассказывали в предыдущей статье, внимание современного человека задерживается на предмете всего каких-то 8 секунд...за 8 секунд человек прочитывает заголовок, пробегает основную информацию, бросает взгляд на картинки или фотографии и...замечает цветовую гамму упаковки. Так вот, у вас может быть совершенно фантастические изображения и уникальный заголовок, но если потребителю не понравится цветовая гамма, то интуитивно он отвергнет продукт и перейдет к другому, Мы, как потребители, сами хорошо знаем, что нам или нравится, или нет, зачастую даже не зная почему...
Что же наиболее важно, когда мы начинаем работать с цветом при создании дизайна? На наш взгляд первостепенным является диалог с клиентом и четкий бриф, что позволяет нам понять ДНК данного проекта. Одним из основных этапов является создание, так называемой «доски настроений» (от англ. «mood board»), так как выбор цвета - это всегда по большей части не вопрос соответствия цвета какой-то определенной категории (зеленый цвет – природа, натуральность) хотя и это очень важно, но это скорее вопрос личного восприятия, чувствительности. «Доска настроений» - это набор визаульных примеров, фотографий и т.д., которые нравятся клиенту. По ней можно отлично проследить доминантные тона и таким образом начать обсуждать конкретный проект, учитывая преференции клиента.

Также, перед тем как начать углубляться в проект, очень важно начать обсуждение, непосредственно имея в руках пантонник. Восприятие цвета может быть совершенно разным в соответствии с носителем, который мы используем, а также восприятие конечно варьируется в зависимости от человека. Все-таки иногда бывает очень сложно договориться о том, что такое «горчичный» цвет, о котором мечтает клиент...

Также очень важно объяснить клиенту тот факт, что некоторые цвета пантонника не могут быть разпечатаны четырехцветной печатью (CMYK), а только пантонами, что может повлиять на бюджет печати.

И последний совет – всегда делайте цвето-пробы! Необходимо объяснить клиенту, что, например, темно-синий цвет на экране станет черным на печати, а флуорисцентный оранжевый не будет флуорисцентным при четырехцветной печати.

Восприятие цвета инстинктивно связано с его примитивным присутствием в природе. Так как же воспринимает основные цвета обычный европейский человек. Почему европейский? Потому что цветовой код, например, в странах Азии очень отличается от нашего с вами.

Еще великий Леонардо Да Винчи выделил шесть основных цветов: синий, красный, зеленый, желтый, черный и белый. Посмотрим, что же представляют из себя эти цвета в современном обществе и как мы можем их использовать при создании дизайна, опираясь на их значения. Важно знать и то, что цвет может быть ассоциирован не только с положительными эмоциями, но и передавать негативные...
Начнем с синего... Этот цвет моря и неба. Ему соответствуют такие понятия как – мир, спокойствие, свежесть, защита, мечта, мудрость, правда, чистота и чувствительность...Несмотря на такую несколько «воздушную» атмосферу, этот цвет часто используется в области технологии, а также в контексте международных отношений.

Зеленый по традиции – цвет деревьев, растительности. Он напоминает нам об уравновешенности, счастье, гармонии, успешности...внушает оптимизм и спокойствие, уверенность и ясность. Очень часто мы встречаем его в контексте заботы об окружающей среде, а также медицинской сфере.

Красный соотносится с огнем. Это цвет тепла, эмоций, силы, власти, энергии, твердости и упорства, а также страсти и соблазна. Но здесь есть и обратная сторона медали...вторичный смысл красного – кровь, гнев, агрессия...Кстати, красный цвет несмотря ни на что можно часто встретить в индустрии моды, продукции класса люкс, спорте, а также в гастрономической области.

Желтый цвет связывают с солнцем. Энергия, бодрость, динамизм, креативность, богатство, дружба – вот какие чувства вызывает у человека желтый цвет...К негативной стороне можно отнести такие ассоциации как эгоизм, вранье, ревность и тщестлавие. Очень часто этот солнечный цвет можно встретить в туристической и сельскохозяйственной индустриях, а также в области музыки и информации.

Черный и белый...извечная классика. Мы приписываем черному такие характеристики как сдержанность, торжественность, загадочность и изысканность. В список негативной коннотации входят: темнота, неясность, грусть и монотонность. Белый же наоборот –это символ света, свободы, чистоты. Но и у него есть негативный смысл – пустота, одиночество и страх.

Внимательно прочувствйте, каким цветовым смыслом напонен ваш продукт и его упаковка?

Очень важно не забывать, что, если вы работаете с другими странами и культурами, то к выбору цвета надо подходить очень аккуратно, так как, к пример белый цвет это цвет траура в большинстве азиатских стран, а в Индии считается приносящим беду. Зеленый же считается в Китае символом вранья, а желтый в Египте – это цвет печали. Так что будьте очень внимательны при экспорте вашего товара на иностранные рынки.

Что же очень важно в колористике? Самое важное это создать соответствующую атмосферу... соответствующее продукту впечатление и, при разработке упаковки, цвета – это ваши верные помощники, чтобы достичь нужного результата!